Ждет ли ОМС реформа: размышления в свете указов Президента 2012 — 2018

«Майские указы» — поручения государственным органам, следующие за предвыборными обещаниями Президента. Одновременно это программа социально-экономического развития страны на предстоящий период.

Рассмотрим итоги исполнения указов 2012 года и перспективы исполнения указов 2018 года в части совершенствования социальной сферы и медицинского обслуживания населения.

Указы-2012

Указы предусматривали к концу 2017 года:

  • рост в 1.5 раза производительности труда и реальной зарплаты;
  • увеличение средней продолжительности жизни населения до 74 лет.

Повышение зарплат и улучшение медицинского обслуживания имело целью сохранение поддержки основного (аполитичного) электората после протестов 2011-2012 годов.

Реальное выполнение показателей:

  • средняя начисленная заработная плата выросла на 5.4%;
  • средняя продолжительность жизни по итогам 2017 года составила 72.68 года;
  • производительность труда в 2016 году по сравнению с 2011 годом выросла на 5.1% (вместо целевых 50%);
  • средняя зарплата врачей по итогам 2015 года достигла 47.9 тыс. руб.(В 2012 году она составляла 35,9 тыс. руб.). Эта цифра включает все переработки и высокуюзаработную платуруководителей лечебных учреждений, которая в ряде регионов доходит до 1–1,5 млн. руб. в месяц. На деле же, согласно результатам опросов ОНФ, у 70% врачей оплата труда не превысила 20–25 тыс. руб. в месяц. С учетом уровня инфляции покупательская способность граждан откатилась к уровню 2011 года.

Планировалось доведение объема производства отечественных лекарств из «перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших до 90%».

Пункт оказался под угрозой срыва. С рынка лекарств могли исчезнуть более 300 дешевых отечественных препаратов, выпуск которых стал нерентабельным.

Положение удалось исправить благодаря вмешательству Президента, который поручил правительству принять специальное решение по поддержке российских производителей.

В качестве причин срыва выполнения указов-2012 называют экономический кризис и западные санкции, введенные после присоединения Крыма.

Однако главная причина в другом: еще в 2013 году заместитель министра экономики А. Клепач объяснял, что для выполнения всех указов российская экономика должна была расти на 7 процентов в год, а для планируемого роста зарплат — минимум на 4 процента.

Оглашая Послание Федеральному собранию 1 марта 2018 года, В.В. Путин заявил: «Есть какие-то недовыполнения. Но в целом, если бы их не было, то не было бы результатов, которые мы имеем сегодня».

Президент отметил, что власть должна по-прежнему ставить перед собой амбициозные задачи: «Размер зарплат в бюджетной сфере должен расти и дальше. Также, как и в других областях, которые отвечают за благополучие людей».

Президент верил и продолжает верить в реальность исполнения своих поручений, команда наверняка неоднократно убеждала его в этом. Вопрос в том, кто будет ведущим исполнителем очередных указов.

Майские указы-2018

Главными приоритетами новых указов стали инфраструктура, образование и здравоохранение. На них приходится 44% всех задач. В прошлый раз приоритетами были государственное управление, оборона и социальная политика.

Ключевые цели:

  • обеспечение устойчивого естественного роста численности населения России;
  • повышение средней продолжительности жизни до 78 лет;
  • обеспечение непрерывного роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
  • снижение уровня бедности в два раза;
  • вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов.

Конкретные задачи в области демографии и здравоохранения:

  • увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
  • увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7;
  • увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, и до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом;
  • снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения);
  • ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
  • обеспечение охвата всех граждан профосмотрами не реже одного раза в год;
  • разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения.

Необходимыми условиями решения всех задач являются:

  • повышение производительности труда не ниже 5 % в год;
  • рост ВВП не менее 4% в год.

Назначенный руководителем контрольно-счетной палаты руководитель Центра Стратегических Разработок (ЦСР) А. Кудрин озвучил свою концепцию развития экономики, исключающую рублевую эмиссию и валютный контроль. Программа Кудрина предполагает в ближайшие годы рост ВВП на уровне 1%, а инфляцию – на уровне 4%.

Предлагается ряд мер, способствующих дополнительному росту ВВП на 1-2%.

Стартовые условия

Сравним новые задачи с текущим положением дел:

  1. Войти в число пяти крупнейших экономик мира.
    Россия уже занимала пятое место по объемам ВВП до кризиса 2008-2009 годов. По объемам ВВП, рассчитанным по паритету покупательной способности, в настоящее время Россия занимает шестое место в мире. Однако, если перевести номинальный ВВП в доллары, Россия оказывается 12-й, после Южной Кореи и Канады.
  2. Улучшение рождаемости.
    Коэффициент рождаемости (среднее число рождений на каждую женщину) превышал намеченный уровень (1.7) в период с 2013 по 2016 годы. Однако в 2017 году он начал снижаться по причине вступления в детородный возраст малочисленного поколения 1990-х годов.
  3. Рост продолжительности жизни.
    Продолжительность жизни граждан России увеличивается на несколько месяцев каждый год. Однако, по мнению демографов, намеченный резкий скачок (с 72.7 до 78 лет) недостижим.
  4. Снижение смертности от болезней.
    В настоящее время значительная часть показателей смертности уже близка к поставленным целям.
  5. Рост производительности труда.
    В «нулевые» годы производительность труда в России росла более, чем на 5% в год, однако снизилась по причине экономического спада.
  6. Рост популярности спорта и здорового образа жизни.
    По данным опросов ВЦИОМ, регулярно занимаются спортом 25% граждан, а еще 30% делают это время от времени.
  7. Снижение уровня бедности.
    Алгоритм расчета бедности путем сравнения с величиной прожиточного минимума (в настоящее — 11160 рублей) некорректен.
    Более объективная картина получается в случае применения так называемой депривационной модели.
    Депривационная модель основана на выявлении, чего семья не может себе позволить купить и в чем чувствует себя ущемленной.
    В ЕС население до недавнего времени опрашивалось по девяти пунктам:
    • способность справиться с неожиданными затратами;
    • ежегодный отпуск в течение недели вне дома;
    • способность погасить задолженности (по ипотеке, ренте, коммунальным услугам, платежам за покупки);
    • возможность потреблять еду с мясом, курицей, рыбой или вегетарианским эквивалентом раз в два дня;
    • возможность поддержания дома в тепле;
    • наличие стиральной машины;
    • цветного телевизора;
    • телефона;
    • легкового автомобиля.

    Семья считалась бедной, если по четырем из девяти пунктов ответ был отрицательным.
    При таком подходе, по оценкам Росстата, уровень бедности в России составляет 25% (около 36 млн. человек) — вдвое больше официального.

  8. Рост ВВП.
    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) ухудшил прогноз по росту ВВП России на 2018 год до 1.5% против 1.7%, которые ожидались ранее.
    Экономический рост в 2018 и 2019 годах прогнозируется в размере 1,5%. Отмечено, что если Россия не займется проведением структурных реформ, то рост ее экономики в дальнейшем будет ежегодно ограничен 1.2%.
    К факторам риска ЕБРР относит устаревшие производственные мощности, слабую демографию, амортизацию инфраструктуры и ряд других особенностей.

Реформирование обязательного медицинского страхования

Обязательное медицинское страхование как основа предоставления необходимых медицинских услуг нуждается в реформировании

Центр стратегических разработок предложил переложить на граждан часть расходов на медицину. Основной довод ЦСР: «В силу прогнозируемого исключительно быстрого обновления медицинских технологий государство вряд ли сможет сразу вслед за появлением всех наиболее значимых дорогостоящих инноваций обеспечивать их общедоступность на бесплатной основе».

Минздрав поддержал идею реформирования ОМС, уточнив, что государство по-прежнему будет играть ключевую роль. Расходы на здравоохранение должны вырасти с 3,2% ВВП в 2016 году до 5% в 2035-м.

Однако этого недостаточно. Необходимо «разумное объединение усилий государства, работодателей и платежеспособной части граждан». Льготы для наиболее нуждающихся граждан должны быть сохранены.

В случае если система софинансирования не будет выстроена официально, она останется «в тени», поскольку уже сейчас россиянам приходится платить за медицинскую помощь, в том числе за формально бесплатные услуги.

В частности, по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Высшей школы экономики, в 2016 году 15% граждан доплачивали за полученную медицинскую помощь.

Министр, В. Скворцова назвала неудовлетворительным состояние половины детских больниц.

Замглавы Минздрава С. Краевой заявил о необходимости перехода медицины на принцип четырех «П»:

  • П1 — предикция. Выявление предрасположенности к развитию заболеваний;
  • П2 — превентивность. Предотвращение появления заболеваний;
  • П3 — персонализация. Индивидуальный подход к каждому пациенту;
  • П4 — партисипативность. Мотивированное участие пациента в профилактике заболеваний.

Окончательное решение вопроса — за Правительством, которое должно учесть мнения экспертов, требующих осторожности в реализации программы реформирования.

Так, по мнению директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, «карманы граждан — это последний источник, к которому нужно обращаться». Существует масса зон неэффективности, через которые утекают деньги.

Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов считает, что население не должно платить за медицинские услуги больше, чем платит сейчас. Нужно навести порядок с теневым оборотом в государственной системе здравоохранения и дать возможность развиваться программам добровольного медицинского страхования.

Российская система здравоохранения нуждается в совершенствовании методологии оценки уровня здоровья. Помимо ожидаемой продолжительности жизни необходимо использовать современные показатели.

Показатель ожидаемой продолжительности здоровой жизни (HealthyLifeExpectancy), используемый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), показывает количество лет, которые человек живет без хронических заболеваний.
По данным ВОЗ, в России этот показатель составляет 64.3 года. Это 104-е место в мире(на первом — Япония, 74.9 года).

Индекс активного долголетия (ActiveAgeing Index) рассчитывается Европейской экономической комиссией ООН. Он учитывает четыре фактора: занятость на рынке труда, участие в жизни общества, независимая, здоровая и безопасная жизнь и создание благоприятных условий для активного долголетия. По этому показателю Россия находится на 22-м месте в сравнении со странами Евросоюза (на первом месте — Швеция, 44.9 балла).

По оценкам ЦСР к 2035 году ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России вырастет до 81 года, а индекс активного долголетия — до 48 вместо нынешних 31,8.

Заключение

Главной проблемой России является усиливающееся социальное расслоение.
Доходы 10% богатейших жителей страны превышают доходы 10% наиболее бедных в 40-45 раз.В Австрии, Германии, Франции этот коэффициент находится в пределах от 5 до 7. Когда коэффициент превышает 10, это грозит социальным взрывом.

Программы, содержащиеся в майских указах, не решают проблемы.

Хотя можно не сомневаться в некотором повышении уровня жизни и качества медицинского обслуживания населения России в предстоящий период.

Реймаров Геннадий Александрович — к.т.н., автор работ по прикладной статистике и теории принятия решений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

пять + четырнадцать =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: